Мероприятие среди учащихся 9-11 классов и педагогами на тему «Суфизм»
27.02.2015Одним из приоритетных направлений деятельности нашего образовательного учреждения является духовно - нравственное воспитание детей роль и значение суфизма для мусульманина. Этому уделяется особое внимание в работе педагогического коллектива.Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях Ислама.
Мероприятие проводилось в рамках реализации Единой Концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения иознакомления присутствующих с книгой «Суфизм - безопасность для человека и стабильность для государства».
С приветственным словом выступил соц. педагог Хадаев М.С-Э.Он сказал о том, что Кавказский суфизм - традиционный иман, что передается в виде народных обычаев у кавказских мусульманских народов. Отличительной особенностью является групповой зикри и фанатичная преданность народным обычаям, переплетенным с исламом.
- Суфизм не отделяется от суннизма, ибо суфизм душа Ислама. И несправедливы суждения тех, кто говорит, что понятия «суфизм» и «тассавуф» не имеют основания в Священном Коране. В Коране приводятся синонимы этих слов, однако значение их одинаковое.
Доклад по истории возникновения и особенностей суфизма прочла педагог-организатор по ДНВ с девочками Довлетукаева А.К.
«Я уверен, что готовя наших детей к служению Аллаху, воспитывая в них почитание к вере, мы умножаем количество добра на нашей земле. А это богоугодное дело. Потому что, открывая десятки мечетей, медресе, школы хафизов, мы добиваемся духовной чистоты, высоты помыслов, благородства устремлений в молодых людях. Такие дети станут настоящими гражданами, порядочными людьми, истинными мусульманами. И мы вправе тогда надеяться, что Всевышний Аллах ниспошлет еще большую благодать на нашу республику», - отметил Р. Кадыров.
-Суфизм – это теоретически и практически совершенная, ценная система, опирающаяся на основы, извлеченные из благородного Корана, Сунны Пророка, исследования признанных ученых. Ему принадлежит заметная роль в возрождении уммы и содействии цивилизованного диалога.
-Суфизм – это совокупность благородных нравов, великих помыслов, высшего этикета, воспитание человека пророческим методом, пока человек не станет богоугодным, проницательным, с широким кругозором, борющимся со своими страстями, пока он не приведет себя к высоким нравам и морали, внешней и внутренней культуре, познавшим Аллаха, возвеличивающим божественные обряды, желающим блага для человека, сострадательным к нему, созидательным, чтобы быть зеркалом, отражающим свет пророчества и морали.
-Суфизм – это глубокая традиция в истории Чечни в частности, и народов Северного Кавказа в целом. Отклонившиеся течения, которые хлынули в Чечню и вытеснили суфизм из контекста ее истории, стали причиной разорений, бедствий и разрушений для народа Чечни. И поэтому конференция со всеми своими делегациями, шейхами, учеными из других стран, высоко ценит, выражает восхищение тому, что было сделано в Чечне по исправлению ошибочного пути, возвращению к корням, восстановлению методологии суфизма, благодаря которой страна вернулась в лоно безопасности, созидания и торжества истины согласно иману.
-Суфизм – это путь защиты и сохранения от экстремизма, фанатизма, обвинения в неверии, жестокости, отчужденности, высокомерия и безобразия.
Суфизм имеет пять основ:
богобоязненность скрытая и явная;
следование Сунне словами и делом;
непривязанность к людям при встречах и разлуках;
довольство Аллахом в малом и большом;
обращение к Аллаху в радостях и бедах".
Что такое суфизм?
Суфизм - это школа внутреннего прозрения, а не обсуждений.
Суфизм - преображение, а не заучивание информации, полученной из вторых рук. То, что имеет отношение к просветлению, не может быть выражено словами. И потому суфии утверждают: "То, что может быть высказано, суфизмом не является". Или, как сказал Джалал ад-дин Руми: "Что бы я ни произнес, описывая и объясняя Любовь, когда дело доходит до самой Любви, я стыжусь этих объяснений".
Таким образом, все, что говорили о суфизме выдающиеся суфии - лишь попытки выразить в словах их собственные внутренние состояния. Они могут продемонстрировать отдельные характеристики суфизма, но не могут быть его всеобъемлющим определением. Тем не менее, если бы мы все же попытались дать подобное определение, то могли бы сказать следующее: "Суфизм - это путь к Абсолютной Реальности. Побуждающей силой для движения по нему является Любовь, а средством продвижения - целеустремленное сосредоточение и внутренняя уравновешенность в любой ситуации. Цель этого пути - Бог".
Иными словами, в конце суфийского Пути не остается ничего, кроме Бога.
Цель суфизма
Цель суфизма - постижение Абсолютной Реальности; но не так, как нам ее разъясняют люди ученые - при помощи логических доказательств и наглядных примеров, а какова она есть в себе самой. Такое знание может быть обретено только "оком сердца" - посредством озарения и духовного созерцания.Определение суфия Суфием является тот, кто отправляется в странствие по тропе любви и преданности к Абсолютной Реальности. Он верит, что знание Реальности доступно только Совершенному Человеку, несовершенный же слеп по отношению к этому знанию именно в силу своего несовершенства. Суфий считает, что обычный "нормальный" человек страдает болезнью несовершенства, которая влияет на его способность к восприятию и различению, заставляя его постоянно заблуждаться. Таким образом, обычные люди самим своим несовершенством искажают свое понимание Реальности и, сами того не осознавая, впадают в заблуждение.Современная психология доказала, что человеческое поведение в значительной степени обусловлено подсознанием. Суфии, со своей стороны, полагают, что плотская или побуждающая душа (нафс-и аммара) устанавливает тиранический контроль над поведением и мыслью, скрывая Реальность. Как следствие, у человека, пребывающего под такого рода контролем, отсутствует способность к различению истины.
Быть в миру, но не от мира С точки зрения суфия лень и праздность - уродливые качества. Поэтому он старается, насколько возможно, служить обществу, в котором живет. Как бы то ни было, у него нет иного выбора, кроме как избрать для себя какую-либо профессию, внешне принимая участие в делах общества; внутренне, однако, он занят Богом. Саади говорит:
Слышал ли ты когда-либо о создании, одновременно присутствующем и отсутствующем? Я нахожусь среди людей, но сердце моё - в ином месте.
С точки зрения суфиев жизнь в гармонии с обществом - это самая мучительная форма аскезы и умерщвления плоти. Более того, такая гармония считается в суфизме олицетворением человеческого совершенства. Тот, кто не способен жить в добрососедских отношениях со своими ближними, в действительности болен. Вследствие этого те, кто отрешается от общества и в своем стремлении к продвинутой духовной жизни избирает уединение, рассматриваются в суфизме как люди несовершенные и ущербные.Отсюда следует, что для странника недостаточно одного лишь духовного Пути. Чтобы быть Совершенным человеком, он должен уметь также приспосабливаться к обществу и жить в согласии с ним. Ему надлежит не только служить другим, но и никогда не испытывать ощущения, что ему причиняют беспокойство, и не раздражаться в общении с людьми. Жизнь среди людей для него, на самом деле, - проверка его стремления продвигаться к совершенству, ибо именно в обществе он должен доказать, что свободен от страстей и влияния самости. На этой продвинутой ступени суфию не досаждает зло, причиняемое ему другими. Ученик, которого это беспокоит и раздражает, считается всё ещё не верящим. Так, Хафиз сказал:
Станем просты: принимайте упрёки и радуйтесь им, Ибо на вашем Пути испытывать досаду означает неверие.Ученик, испытывающий обиду, видит в мире двойственность: он все еще полагает, что он реален, и, следовательно, не прекратил еще попыток "придавать Богу сотоварищей".
Фотоотчет по ссылке